Тымовские новости

В театральном фестивале "Большое в малом" приняли участие более 110 сахалинцев

Театральный фестиваль-конкурс "Большое в малом" проводится областным центром народного творчества впервые.
Новый фестиваль экономично сделал акцент на малых формах самореализации творческих индивидов, ввиду того, что кризис на дворе и привезти миниатюру или чтеца на фестиваль/гастроль проще. Но все-таки театр, который по большей части развивается в детских школах искусства или студиях районных домов культуры, остается традиционно делом коллективным. И там с упоением шьют костюмы царей и зверей, строят печки и бумажные короны, неизменно востребованные растущим поколением зрителей. Как, впрочем, пробиваются и иные тенденции, внедряющие мультимедиа и другие "примочки" эпохи Интернета. Фестивальная афиша, как лоскутное одеяло, сшивалось из 35 моноспектаклей, декламации, балагана, пластических, кукольных или музыкальных миниатюр и вполне традиционных сказок с сундуками и тронами. Была даже отважная номинация в честь Уильяма ненашего Шекспира, но на него никто не покусился, кроме формулы про "весь мир — театр".
В отличие от других фестивалей узкой "специализации" у него нет, как и возрастных ограничений ("от 5 лет до бесконечности"). На сцену выходили актеры народных театров с многолетним стажем, юные дарования из школ искусств и клубных драмкружков из 10 муниципальных образований. А политика "открытых дверей" дала дорогу новым лицам, как, например, 5-летней Вике Дружининой, родители которой сами срежиссировали басню про стрекозу и муравья и сделали шикарные декорации.
— Я не могу строго судить, когда вижу детей на сцене, которые делают первые шаги в профессии, — честно признавалась член жюри фестиваля, худрук Сахалинского театра кукол Антонина Добролюбова. — Все мы родом из детства, и я понимаю, что у них в душах идет становление творческой личности.
— То, как выглядит сейчас "ландшафт" театральной самодеятельности, очень важно, потому что любительский и профессиональный театр взаимозависимы, и первый является кадровым резервом второго, — считает председатель жюри, доцент Хабаровского института искусств и культуры Сергей Листопадов.
Жюри стоически отсмотрело 35 номеров, весьма разных по "вкусу". По большому счету отсидеть весь день на фестивале стоит ради случайного счастья открытия для себя новых "звездочек", которые всегда имеют место. Например, очень яркий коллектив приехал из Углегорска под руководством Оксаны Леонтьевой. Ученица режиссера Ольги Грунис и преемница ее дела все же изменила "профиль" театральной студии "Каприз" — от чистой драмы в пользу импровизационной свободы в формате "черного кабинета". Ее "Каприз" называют то театром света, то "иллюзионом", а ее дети создают на сцене элегантные, изящные истории на языке света, чувств, пластики и тонкого юмора, которые красноречивее всяких слов. Увидев голенастых углегорских "Страусов" (и вспомнив своих птичек), худрук театра кукол Антонина Добролюбова сказала с нежностью: "Наши люди!". Кстати, этот многоногий реквизит дети делали своими руками, вследствие чего сохранность имущества повысилась. "Каприз" сегодня уже известен и моден, так что зазывать не приходится — в лицедеи дети рвутся сами.
Следует отметить "военные" заявки в программе, потому как, судя по уровню, это были не "датские" работы по госзаказу, а сочинения по велению души. Вообще когда речь идет о таких деликатных вещах, как память, история, связь поколений, мало кому удается избежать умозрительности и фальшивинки, потому что прошедшее очень далеко от нас, ныне живущих. А вот работа учеников Анны Шамриковой из тымовской детской школы искусств "Апрель 1945-го. Дети и война" поразила редкой концентрацией правды, чистотой интонации. Эти, не очень большие по возрасту актеры примерили на себя судьбы военных детей, погибающих под бомбами и спасающих своих ровесников, думающих о дружбе и мечтающих о жизни вопреки всему. Такие спектакли для них точно не пройдут даром, обогащая опытом человечности.
А какая чудесная девочка с косичками и не по годам серьезными глазами приехала из Охи — Светлана Гайнанова из театрального объединения "ЭлИминация" Ольги Зубаревой. С композицией "Девочки с Васильевского острова" она вышла впервые на сцену, но читала не слишком известный текст Юрия Яковлева о Тане Савичевой, следуя наставлению педагога — выплеснуть движения души через слово. Да так, что к концу вокруг откровенно хлюпали носами студентки колледжа искусств. Наши близкие живы, пока мы думаем о них — и кто скажет, что это неактуально сейчас? Театрального опыта у Светланы немного, за плечами всего 13 лет и очевидный божий дар чувствовать и транслировать чужую боль, не щадя самое себя, перелетая через время и черную тоску одиночества. И уже сейчас она мечтает стать режиссером.
Гайнанова
Гайнанова

Немало на фестивале было сахалинцев, которые любят, ценят и умеют аппетитно преподать в массы высокое литературное слово. Когда актриса народного театра имени Андрея Губера ДК "Железнодорожник" Елена Алексеева читает фольклорную шутку-прибаутку "Зеркальце" Владимира Горячева, понимаешь, что не надо истинному актеру подпорок в виде декораций-реквизита — у него все при нем: глаза, руки, душа, посредством которых можно переходить из образа в образ. По традиции многих лет лучшими в жанре "художественное слово" пребывают анивские театралы под руководством Аллы Хуташкеевой, независимо от возраста: Тамара Виноградова из анивского народного театра очень вкусно излагала "Воспоминания нянюшки" Тэффи, как и совсем юные Григорий Шарай с Михаилом Зощенко и Дарья Деревянченко со сказом Степана Писахова…
Театральный фестиваль-конкурс малых форм "Большое в малом" стоит рассматривать как всеобъемлющую попытку ревизии театральной самодеятельности в области. В последние годы народный театр (и не только в нашей области, повсеместно) после спада интереса, исчезновения ряда коллективов все-таки потихоньку расправляет крылья. Молодая режиссура, пришедшая после учебы в районы, приносит новые идеи и обретает активных последователей, и театральная карта области постепенно меняет контуры. Фестиваль — это повод поговорить о путях совершенствования, предела которому, как известно, нет. За "круглым столом" фестиваля будут обсуждаться насущные проблемы состояния театральной самодеятельности. В целом фестиваль оптимистично показал, что театр, как Ленин, жил, жив и будет жить. А лучшие театралы области получат награды фестиваля.

2 3584 7